Антикризисное финансовое управление. Часть 1
11 апреля, 2021
Управление финансовой безопасностью
11 апреля, 2021

Антикризисное финансовое управление. Часть 2

Picture of tired, suited man with a watch on his arm over chalk board with crisis inscription

Финансовое управление процессами стабилизации, реорганизации и ликвидации фирмы

Одной из важнейших задач современного антикризисного финансового управления является предупреждение и предотвращение банкротства организации. Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено следующее определение бан­кротства.

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение представляет собой подготовительную процедуру, а необходимость ее использования связана с тем, что, прежде чем ликвидировать или оздоравливать предприятие, ему следует предоставить время на сбор необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния. В отличие от таких процедур банкротства, как финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда, наблюдение считается обязательной процедурой.

Финансовое оздоровление — процедура банкротства, направленная на восстановление платежеспособности должника и погашение задолженности в соответствии с графиком, который контролирует административный управляющий. Вводится по ходатайству учредителей должника при наличии плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.

Законодательство устанавливает достаточно жесткие требования в отношении сроков и порядка погашения задолженности перед кредиторами. В частности, указанный график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления. Требования всех кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до окончания срока этой процедуры. Требования кредиторов первой и второй очередей — не позднее чем через 6 мес с даты введения финансового оздоровления. Погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с момента начала удовлетворения требований креди­торов.

Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Данная процедура вводится на срок до 18 мес с возможным продлением еще на 6 мес.

С моментом введения внешнего управления связан ряд важных правовых последствий. Руководитель должника отстраняется от занимаемой должности, и внешний управляющий, в отличие от временного и административного, полностью его заменяет, получая достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом организации, оказавшейся в ситуации неплатежеспособности. Ему передаются также вся документация и печати.

К внешнему управляющему переходят полномочия по распоряжению имуществом, за исключением возможности заключать крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления.

Помимо этого, в случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника (за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления), также могут совершаться только с согласия собрания (комитета) кредиторов.

Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на один год с возможностью продления не более чем на 6 мес. Все требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Полномочия по управлению юридическим лицом переходят к конкурсному управляющему, который осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, форми­рует конкурсную массу и осуществляет расчеты с кредиторами в соответствии с установленным законом порядком очередности.

Мировое соглашение — это процедура банкротства, заключающаяся в соглашении между имеющими друг к другу притязания субъектами сделки, договаривающимися посредством мирового соглашения урегулировать спор между собой без судебного разбирательства. На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.

Мировое соглашение в рамках процедуры банкротства заключается в письменной форме, составляется в форме единого документа, должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.

Таким образом, современное российское законодательство предоставило предпринимателям достаточно развернутый механизм правового регулирования процессов финансовой несостоятельности, что позволяет им восстановить свою платежеспособность и финансовую устойчивость либо осуществить ликвидацию своей деятельности.

Добавить комментарий