Анализ отрасли финансового консалтинга и тенденций развития
4 января, 2021
Управление активами. Часть 2
17 марта, 2021

Управление активами. Часть 1

Общие основы управления активами фирмы. Экономическая сущность и классификация активов коммерческой организации

Важную роль в обеспечении устойчивого функционирования компании играют активы. Они формируют имущественный комплекс, обеспечивают поставку товарно-материальных ценностей, денежных средств. Наиболее полную информацию об активах компании можем получить, анализируя бухгалтерский баланс компании. В разделе «Активы» отражается информация об основных средствах компании, ее финансовых вложениях (краткосрочных и долгосрочных), денежных средствах, дебиторской задолженности, производственных запасах. Поскольку активы включают большой пласт особо важных вопросов, необходимо уделять пристальное внимание управлению ими, чтобы обеспечить устойчивую деятельности компании.

Управление активами — деятельность коммерческой организации по прибыльному и с минимальным риском размещению внеоборотных и оборотных активов.

Выделяют управление текущими активами, управле­ние фиксированными активами (основными средствами), управление нематериальными активами.

Главная цель системы управления активами — добиться наилучших конечных результатов при рациональном использовании всех видов активов.

Основные задачи и принципы управления активами компании:

  • увеличение активов. Любое увеличение активов означает использование фондов и свидетельствует об улуч­шении имущественного положения компании. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в гото­вую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебиторов оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы;
  • уменьшение пассивов. Пассив компании включает все, что оно должно другим: краткосрочные и долгосрочные банковские займы, задолженность поставщикам, облигаци­онные займы;
  • эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут служить для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством:
  • планирования закупок необходимых материалов;
  • введения жестких производственных систем;
  • использования современных складов;
  • совершенствования прогнозирования спроса;
  • быстрой доставки.

Еще один путь сокращения потребности в оборотном капитале состоит в уменьшении счетов дебиторов за счет ужесточения кредитной политики, оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, а также в оценке счетов, предъявляемых к оплате.

Кроме того, способ сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денежных средств. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты) приносят доход в виде процентов.

Выбор варианта использования имеющихся ресурсов основан на сравнении стоимости нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование.

Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку «плюсы» добавочных основных активов, как правило, проявляются по прошествии нескольких лет. То обстоятельство, что главным для финансистов является основной капитал, не должно отвлекать их от необходимости эффективного управления недвижимостью.

Капитал в денежной форме представляет собой пассивы фирмы, а в производственной форме — активы фирмы. Активы отражают в стоимостном выражении все имеющиеся у организации материальные и нематериальные (интеллектуальная собственность) и денежные ценности, а также имущественные права с точки зрения их состава и размещения или инвестирования.

Классификация активов компании осуществляется по различным признакам.

1. По форме функционирования:

  • материальные;
  • нематериальные;
  • финансовые.

2. По характеру участия в производственном процессе:

  • оборотные (текущие);
  • внеоборотные.

3. В зависимости от источников формирования:

  • валовые;
  • чистые.

4. В зависимости от права собственности:

  • собственные;
  • арендуемые (лизинг);
  • заемные.

5. По степени ликвидности:

  • абсолютно ликвидные (денежные активы фирмы);
  • наиболее ликвидные (краткосрочные финансовые вложения);
  • быстро реализуемые активы (дебиторская задолженность, прочие оборотные активы);
  • медленно реализуемые активы (запасы);
  • трудно реализуемые активы (внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения).

Капитал фирмы существует в двух основных формах: основного и оборотного капитала. Основной капитал характеризует ту часть используемого фирмой капитала, который инвестирован во все виды его внеоборотных активов. В структуре внеоборотных активов первостепенную роль играют основные средства, обеспечивающие материально- техническую базу компании.

Оборотный капитал — часть капитала, авансированного в запасы, дебиторскую задолженность, денежные средства и прочие активы. Оборотные активы представляют собой наиболее мобильную часть активов компании. Именно от них зависят своевременность и бесперебойность поставок сырья и материалов, расчетов с поставщиками и заказчиками и пр. Оборотные активы находятся в постоянном движении, активно участвуя в производственном процессе.

Следовательно, управление внеоборотными и оборотными активами играет ведущую роль в организации современного финансового менеджмента компании.

(продолжение следует…)

Добавить комментарий