Управление финансовыми рисками. Часть 3
24 апреля, 2021

Бизнес и Франшиза – сладкая парочка? Часть 1

Рассмотрим одну из самых распространенных франшиз, существующих на рынке сегодня — агентские услуги, осуществляемые предпринимателем через деятельность ПВЗ (на примере Ozon)

Франшиза ООО «Интернет Решения» (Ozon)

Размер паушального взноса – 0 руб

Размер роялти — 0 руб

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ОТКРЫТИЯ ПВЗ (на примере Ozon)

Прежде чем решить, стоит ли открывать ПВЗ, нужно рассмотреть все плюсы и минусы. К преимуществам относятся:

  1. Низкий порог входа. На старте бизнеса не потребуется большой капитал. Средние вложения на открытие ПВЗ составляют около 3 000 у.е.
  2. Раскрученный и популярный бренд. Вы работаете под брендом Ozon, что помогает сразу получить доверие клиентов.
  3. Поддержка торговой площадки. Маркетплейс предоставляет поддержку на всех этапах, от выбора помещения до обучения. Сюда можно отнести и материальная помощь – субсидия на открытие новой точки в спец зоне на карте.
  4. Стабильный поток клиентов. Покупатели сами приходят в пункт заказов, не нужно тратить деньги на рекламу.
  5. Простая бизнес-модель. Вам не нужно закупать товары, настраивать логистику или создавать сайт. Главная задача — организовать эффективную работу пункта выдачи заказа.

Риски и недостатки:

1. Полная зависимость от маркетплейса, выступающего в роли франчайзера. Вы полностью зависите от торговой площадки, ее политики, требований, правил. Маркетплейс может в одностороннем порядке изменить условия сотрудничества. Это основной риск при открытии ПВЗ . Вот с какими изменениями могут столкнуться предприниматели:

  • введение новых штрафов — маркетплейс может в любой момент начать штрафовать по новым правилам (например, за низкий рейтинг, и пр.), при этом оспорить такие штрафы вам вряд ли удастся – как говориться: «кто платит, тот и заказывает музыку»;
  • ужесточение требований к регламенту обслуживания — маркетплейс может увеличить часы работы (к примеру, ввести ночные смены в график работы ПВЗ — (в борьбе за клиента, а что, вполне реально, ведь есть же круглосуточные супермаркеты), увеличить нормы скорости выдачи заказов и т.д. При этом все дополнительные расходы лягут на предпринимателя;

2. Высокая конкуренция. Из-за низкого порога входа открыть ПВЗ желают многие, поэтому конкуренция постоянно растет. Это может привести к снижению доходов.

«Эксперты и участники рынка, опрошенные Forbes, полагают, что хорошие условия прежних лет были только приманкой, позволяющей гигантам e-com увеличить охват по стране, и что ПВЗ основных игроков уже никогда не будет таким прибыльным бизнесом, как раньше. До недавнего времени маркетплейсы активно наращивали свои сети ПВЗ, привлекая партнеров субсидиями на открытие бизнеса и повышенными процентами за работу, но теперь, когда сети у основных игроков уже построены, зарабатывать ПВЗ будут все меньше..

3. Нестабильная и невысокая маржинальность этого вида бизнеса. Ваш доход — это процент от оборота, который составляет 5%, (динамика вознаграждения агентов с начала 20-х следующая: 4,4%- 8.8% — 5% от оборота. И какой ставка будет, когда вы решитесь войти в этот бизнес предположить трудно, поскольку это зависит от ряда факторов (рыночная ситуация; доходы населения, влияющие на его спрос; уровень цен и политика маркетплейса). И не исключено, что когда рынок будет перегрет от количества агентских точек, ставка вознаграждения маркетплейса будет снижаться, что демонстрирует WB. Поэтому, чтобы зарабатывать хорошие деньги, нужно обеспечить большой оборот. А его вам может дать выгодная локация вашей точки, которых, к слову, для начала бизнеса остается все меньше.

4. Высокая ротация персонала ПВЗ. Низкие зарплаты, большой объем работы приводят к текучке. Проблема здесь заключается в том, что даже после того как вы найдете персонал на точку (минимум 2 человека при стандартном графике 2/2 по 12 часов), то в лучшем случае к концу года работы у вас останется один – поэтому это постоянный поиск 2-го сотрудника, или будьте готовы заменять отсутствующего работника по разным причинам (сессия, болезнь, личные обстоятельства, увольнение и т.д.).

5. Если ПВЗ – это только старт в вашей предпринимательской карьере, который выбран для зарабатывания капитала, будьте готовы, к тому, что вам придется пожертвовать практически всем своим свободным временем на подготовку к своему следующему бизнесу, тем более, если он планируется масштабным и требует основательной подготовки. Это связано еще и с тем, что многие владельцы ПВЗ, что бы выйти в «плюс» не останавливаются на одном, а открывают еще 2, 3,…5 и т.д. пункты.

И еще один недостаток и весьма существенный связанный с открытием данного бизнеса нельзя назвать риском и сводится он к специфике деятельности подобных пунктов. Это частые конфликты с клиентами по разным вопросам: насчет качества товаров, задержек доставки (хотя эти проблемы находятся вне зоны ответственности ПВЗ), скорости или качества обслуживания, или просто без повода (тем более, если вам попался клиент-неадекват, а таких может быть не мало, если вы стремитесь к высокому ТО и сидите в проходной точке). Подобного рода конфликты могут стать причиной низкого рейтинга вашего ПВЗ и его антирекламой.

А теперь перейдем к цифрам…..

В общем случае доход владельца ПВЗ Озон можно представить следующей формулой (информация с сайта postavleno.ru):

Доход ПВЗ = оборот ПВЗ × % вознаграждения по тарифу + 15 руб. за каждый возврат + доходы от доп. услуг.

  • Оборот ПВЗ — это стоимость выданных товаров за вычетом возвратов (руб.).
  • Тариф за вручение заказа получателю составляет 5% от оборота (за заказы стоимостью более 5000 рублей выплачивается фиксированная сумма 250 рублей за один товар).
  • В некоторых регионах в отдельных зонах размещения предусмотрен повышенный тариф 6%.
  • Также предусмотрены надбавки к тарифу в размере 0,2% за совокупный размер агентского вознаграждения и за содержание сети ПВЗ.
  • Возвраты не учитываются в сумме оборота ПВЗ, однако за обработку каждого возврата ПВЗ получает доход в размере 15 рублей за каждый товар.

Какие нужны вложения, чтобы открыть ПВЗ Озон

На размер вложений в первую очередь влияет требуемый формат ПВЗ Ozon — «Максимум бренда» или «Домашний пункт», а также площадь помещения, от которой зависят расходы на ремонт, стоимость аренды, и коммунальные платежи. При этом по правилам Озон размер помещения при размещении в городе в 2025 году должен составлять не менее 20 кв. м.

Также помимо расходов на ремонт и брендирование помещения потребуются вложения на оборудование ПВЗ в соответствии с требованиями. Например, для работы ПВЗ понадобится:

  • подключение к интернету и телефонной связи;
  • оборудование места для выдачи и приема заказов (в том числе потребуется сканер штрих-кодов, кассовый аппарат, терминал для приема оплаты банковской картой, принтер, сканер и др. согласно условиям тарифа для вашего населенного пункта по агентскому договору);
  • зона хранения заказов вне доступа посторонних лиц;
  • стол для проверки заказов с электрической розеткой;
  • система видеонаблюдения с непрерывной записью, возможностью online-трансляции и хранением видеозаписей сроком не менее 90 дней.

В отличие от других франшиз, владельцы ПВЗ Ozon не платят за использование бренда, также не нужно вносить никакие гарантийные взносы для начала работы.

В ежемесячные расходы ПВЗ помимо аренды помещения и коммунальных платежей входит зарплата сотрудников, а также налоги и страховые взносы (размер которых зависит от вида деятельности и применяемой системы налогообложения). Также одной из статей расходов могут быть штрафы владельцам ПВЗ за нарушения, предусмотренные агентским договором.

Пример. Сколько прибыли приносит пункт выдачи Озон

Расчеты лучше проводить сразу для интересующего вас места размещения — от него зависят исходные данные по тарифам и размеру материальной поддержки Озон. Выбрать подходящее расположение ПВЗ можно на карте https://pvz-map.ozon.ru (сначала внимательно изучите условные обозначения).

Предположим, для интересующей нас локации при открытии ПВЗ Озон предлагаются такие условия:

  • формат «Максимум бренда», ставка тарифа 5% от оборота ПВЗ;
  • гарантированный доход — 120 000 рублей в месяц на срок до 6 месяцев;
  • размер минимального оборота — 510 000 рублей (учитывается, начиная с 3-го месяца).

Доходами за прием возвратов и дополнительные услуги здесь можно будет пренебречь.

Далее считаем, сколько нужно будет вложений и ежемесячных расходов для работы ПВЗ

Статья расходовСумма, руб.
Единовременные вложения
Ремонт помещения100 000
Приобретение мебели (стол, стеллажи)30 000
Покупка оборудования (ноутбук, сканер штрих-кодов, принтер и т.д.)70 000
Итого:200 000

Ежемесячные расходы
Аренда помещения 20 м220 000
Зарплата двух сотрудников60 000
Налоги и страховые взносы на ФОТ20 000
Коммунальные платежи5000
Оплата интернета и телефона2000
Видеонаблюдение с удаленным доступом1000
Прочие расходы2000
Итого:110 000

Еще владелец ПВЗ должен будет заплатить налоги на доходы, размер которых зависит от режима налогообложения. Например, на УСН предприниматель заплатит 6% со всех доходов (на эту величину можно сразу уменьшать размер наших ежемесячных доходов).
Рассчитаем, на какой месяц работы ПВЗ окупятся все наши вложения и он начнет приносить прибыль. Самое важное условие для этого — это величина оборота (то есть количество заказов и стоимость товаров), от которого зависит доход ПВЗ за месяц.
Мы приводим примерные цифры, на которые должен выйти ПВЗ в рассматриваемом примере, чтобы быть прибыльным при обозначенных выше расходах по окончании первого года (в противном случае открытие ПВЗ на таких условиях может быть нерентабельным).

МесяцОборот (стоимость заказов)Доход ПВЗ (5%)Гарант. доход ОзонДоход – 6% налог (УСН)Расходы Прибыль
за 1 месяцнарастаю­щим итогом
0200 000– 200 000– 200 000
1400 00020 000120 000112 800110 0002 800– 197 200
2800 00040 000120 000112 800110 0002 800– 194 400
31 200 00060 000120 000112 800110 0002 800– 191 600
41 600 00080 000120 000112 800110 0002 800– 188 800
52 000 000100 000120 000112 800110 0002 800– 186 000
62 400 000120 000112 800110 0002 800– 183 200
72 600 000130 000122 200110 00012 200– 171 000
82 800 000140 000131 600110 00021 600– 149 400
93 000 000150 000141 000110 00031 000– 118 400
103 200 000160 000150 400110 00040 400– 78 000
113 400 000170 000159 800110 00049 800– 28 200
123 600 000180 000169 200110 00059 20031 000

Из этого примера видно, что:

  • первые 5 месяцев доход ПВЗ от выдачи заказов меньше гарантированного дохода, поэтому Озон будет выплачивать поддержку (если выполняется условие по минимальному обороту с 3-го месяца);
  • начиная с 6-го месяца наш ПВЗ выходит на доход 120 тыс. рублей, поэтому выплата поддержки от Озон прекращается (иначе она выплачивалась бы еще один месяц);
  • по окончании 12-го месяца прибыль нарастающим итогом становится положительной — с этого месяца вложения в ПВЗ в размере 200 000 рублей полностью окупаются (наступает срок окупаемости);
  • чтобы работать в плюс (то есть не в убыток) при таких расходах, размер ежемесячного оборота ПВЗ должен быть не меньше 2,4 млн рублей (иначе нужно сокращать расходы и приводить их в соответствие с доходом).

Теперь, после прочтения изложенного материала в этой статье будущий предприниматель, взвесив все «за» и «против», решит для себя насколько подобный вид бизнеса подходит ему и готов ли он идти на риск в разбираемой здесь модели бизнеса. Удачи всем!

Комментарии закрыты.